За впечатлениями в Марий Эл и Чувашию!

С 04 по 08 января 2024г. педагоги Калужской области совершили экскурсионно-образовательную поездку в Республику Марий Эл и Чувашскую Республику. Именно так и называются официально республики, где решили провести новогодние каникулы учителя.

Город Йошкар-Ола - столица Марийской республики, которая находится в среднем Поволжье. Город основан в 1584 году, и за почти 450-летнюю историю здесь накопилось довольно богатое наследие. Центр города поражает обилием памятников европейской культуры. Можно одновременно побывать в Москве и увидеть Спасскую башню, на набережной бельгийского города Брюгге, отдохнуть в итальянском сквере Лоренцо Медичи, посмотреть на замок эпохи Возрождения (Республиканский театр кукол), увидеть комплекс «Двенадцати апостолов» и фонтан-памятник православным святым Петру и Февронии Муромским. Это всё великолепие – это заново построенные дома, посаженные деревья, сформированная набережная, поставленные памятники  и скульптуры. Но всё равно, несмотря на так называемый «новострой», центр города восхищает, поражает, удивляет, дарит бурю эмоций и впечатлений. И, конечно, нельзя не погладить Йошкину кошечку, посидеть рядом с Йошкиным котом!

Поскольку мы были в городе накануне Рождества, то мы, конечно же, посетили и православные храмы: Благовещенский собор (уменьшенная копия храма Спаса на крови в г.Санкт-Петербурге) - один из самых молодых и одновременно самых известных храмов в городе. Его строительство завершилось в 2014 году, а в 2016 г. храм освятили и провели внутри первую службу. Были на Патриаршьей площади, где установлен памятник патриарху Алексию II. А Собор Воскресения Христова, который был одним из старейших храмов Йошкар-Олы, построенный ещё в 1759 году на средства купца Булыгина и снесённый в 30-е годы ХХ века, поразил нас не только внешним видом, но и новым иконостасом.

Вообще об Йошкар-Оле можно рассказывать много: национальные музеи, театры, необычная кухня, колоритные сувениры, местные колбасы, сыры, напитки и конфеты – всё это не оставило равнодушным калужан и привнесло особое своеобразие в праздничные дни. Отличное настроение поддержали и тёплая гостиница, и комфортабельные номера, и сытные завтраки и обеды.

Когда же мы приехали в Чебоксары -  столицу Чувашии, то были очарованы ещё больше! Город и больше по населению и территории, с более развитой экономикой и социальной сферой.

Чебоксары — это город с более чем 500-летней историей, начавшейся во времена русско-казанских конфликтов задолго до Ивана Грозного. Одни из главных достопримечательностей здесь — это церкви и монастыри, ведь в XVI веке именно из Чебоксар уходили миссионеры, распространявшие православие в близлежащих землях, поэтому мы и начали осмотр города с посещения Свято-Троицкого монастыря, основанного в 1556 году, который в 20- годы закрыли, но вновь восстановили в 1993 году. Самый старый храм в Чувашии – это Введенский собор, который был построен в середине XVII столетия и по большей части сохранил оригинальную архитектуру. При СССР храм хоть и закрыли, но серьезного ущерба нанесено не было. Во многом этому поспособствовал тот факт, что от православной общины Чебоксар в годы войны было отправлено почти 150 тыс. рублей в фонд обороны, за что И.В.Сталин направил настоятелю собора благодарственную телеграмму.

Во время обзорной экскурсии мы увидели и монумент Мать-Покровительница, и Чебоксарский залив, Московскую набережную (правда, всё в снегу), прошлись по пешеходному бульвару, присели на один из двенадцати стульев Бендера и Воробьянинова,  побывали в Национальном музее. А музей, памятник и сквер В.И.Чапаева довершил наше удивление и восхищение городом. Не остались в стороне и сувениры, и национальные продукты и предметы быта – многое можно привезти из города на память об экскурсии.

Несмотря на морозные и холодные дни, поездка оставила самые радостные и прекрасные впечатления! Так и хочется побывать там ещё раз, но уже летом! Мы говорим благодарность организатором и надеемся, что Йошкар-Ола и Чебоксары удивят нас ещё не один раз!

Наше путешествие к иконам ситцевых земель

Тысячелетняя Казань (04.01. –  08.01. 2023)

«Мой ангел, здравствуй. Я в Казани …», -   писал жене А.С. Пушкин, вдохновлённый посещением города. 4 января и мы вслед за великим поэтом отправились в путешествие в Казань, в город с многовековой историей. Зимой Казань прекрасна! Город встретил нас солнечной морозной погодой.

Знакомство с городом началось с обзорной экскурсии. Мы без устали фотографировали красавицу Казань, слушали интересные рассказы экскурсовода. Красивая новогодняя Казань открылась нам видами старинных татарских усадеб с яркими домиками и многочисленными сувенирными лавками, культурных центров, переливающимися огнями улиц. Надо сказать, казанцы очень бережно относятся к историческим памятникам. На одной улице можно встретить и здания XV - XIX веков, и современные здания, стилизованные под старину. Нам, словесникам, особенно интересно было побывать в городе, тесно связанном с Г.Р. Державиным, М. Горьким, Л.Н. Толстым, Ф. Шаляпиным. В конце экскурсии мы поднялись на смотровую площадку «Чаша». Вид отсюда был изумительный. С высоты восьмиэтажного здания открывается неповторимый вид на город, особенно с подсветкой достопримечательностей и огнями современного города!

На второй день было запланировано посещение Казанского кремля - сердца города.  Белокаменный Кремль (в старину его называли Крепостью) – это древнейшая часть города с архитектурными и историческими памятниками, музеями, православными и мусульманскими храмами. На его территорию мы вошли через Спасскую башню – главные ворота Кремля. Посетили  Благовещенский собор, желающие смогли осмотреть мечеть «Кул Шариф» – главную мечеть города и республики, с интересом послушали историю о символе Казани - знаменитой «падающей» башне – ханши Сююмбике. Хочется отметить одну особенность: Кремль -   это смешение восточных и западных культур, смешение разных религий, что говорит о миролюбии жителей республики, о братском сосуществовании представителей разных национальностей. А вечером мы отправились гулять по пешеходной улице Баумана, где отведали блюда татарской кухни, купили сувениры на память о путешествии.

А в последний день нашей поездки мы побывали в Национальном музее Республики Татарстан.  Главный музей города расположен рядом с Кремлем в красивом старинном здании. В музее представлены разные залы, в каждом своя эпоха: и древние раскопки, и национальный быт, костюмы и украшения. Древние находки, предметы быта, кареты, военная техника. Столько разных эпох и так интересно подобраны экспонаты.  Во второй половине дня нас ждал в гостинице «Волга», где мы остановились, интересный мастер-класс по национальной выпечке. Отведав  свежеиспечённого хвороста, вкусно и плотно пообедав блюдами татарской кухни, мы стали собираться  домой.

На этом наше путешествие закончилось, но остались яркое впечатление, желание вернуться сюда еще раз, посмотреть теперь уже на летнюю Казань. Поездка была очень интересной и познавательной. Огромное спасибо от участников всем организаторам мероприятия!

Рябцева Алла Юрьевна, учитель русского языка и литературы, член КРО АССУЛ

Экскурсионно-образовательная поездка Калуга  – Таруса -  Поленово

03 июня 2023г. мы с коллегами решили немного отдохнуть от напряжённых завершающих дней учебного года и отправились в поездку. И даже несмотря на то, что шёл проливной дождь, настроение у нас было великолепное! Да ещё по дороге в Тарусу нам экскурсовод Марина Владимировна рассказывала о литературных местах нашего края. И вот мы прибыли в город Тарусу. Удивительно красивый провинциальный русский городок, куда хочется сбежать от суеты и каждодневных проблем. Холмы, сосновый лес, напоенный чудесным ароматом, широкая излучина, необозримые заокские дали. Экскурсия по центру города (храм, аллея славы, памятник генералу М.Г.Ефремову) была очень краткой из-за дождя. Но Музей семьи Цветаевых оставил незабываемое впечатление: личные вещи, предметы эпохи, сборники поэзии, фотографии семьи Цветаевых и их друзей, да ещё и чтение стихотворений экскурсоводом – всё это так волнительно! После экскурсии (дождь прекратился) мы посетили могилы К.Г.Паустовского и А.С.Эфрон на Тарусском кладбище.

А далее переезд на катере по Оке. Речная прогулка – это редкая возможность сменить асфальт городских улиц на зыбкую палубу кораблика, с борта которого открываются потрясающие окские пейзажи, вдохновлявшие многих художников и поэтов. Есть возможность подышать свежим воздухом реки и путешествий!

Немного отдыха, горячий чай с пирожками на природе в уютном кафе – и вот мы уже в усадьбе великого русского художника В.Д.Поленова «Борок», где смотрим экспозицию Большого дома. Экскурсия проходит по 6 комнатам дома, мы знакомимся с выставками различных предметов, которые собирал В.Д.Поленов, малой картинной галереей, работами самого художника и членов его семьи. Влюблённые в своё дело экскурсоводы с увлечением знакомят с биографией и творчеством художника. Фотографии на память. Последний взгляд на красоту дома и окружающего его пейзажа. Вновь кораблик и возвращение из усадьбы Поленова в Тарусу. К сожалению, нам не удалось завершить осмотр Тарусы. Воскресенская церковь, Мусатовский косогор, камень Марины Цветаевой – всё это останется до следующего приезда. И очень хорошо! Есть повод ещё раз съездить в этот маленький городок на Оке, вновь поклониться памяти поэтов, да ещё и посмотреть что-то новое. Мы не были в доме-музее К.Г.Паустовского, у домика Н.А.Заболоцкого, дома С.Рихтера, картинной галерее и т.д. В Тарусе всегда найдётся, что посмотреть, если приедешь туда вновь.

Усталые, но довольные, мы возвратились в Калугу. Говорим сердечное спасибо за столь прекрасно организованный день!

Экскурсионно-образовательная поездка в ТВЕРЬ – УГЛИЧ - МЫШКИН

C 28 апреля по 1 мая мы побывали в экскурсионном автобусном туре по городам Тверь, Углич и Мышкин. Надо сказать, что поездка оставила самые приятные впечатления и воспоминания.

В Твери мы отлично провели время в компании замечательного экскурсовода Ирины Борисовны, которая показала нам историческую часть города и провела по достопримечательным местам. Посетили Императорский дворец, который в разное время служил резиденцией Екатерины Второй, Александра Второго и принцессы Ольденбургской – дочери Павла I. Дворец поразил своей красотой и убранством, а также художественной галереей, где представлены работы известных живописцев. Далее мы побывали в Музее Козла. Это небольшой музей, где представлены экспонаты, все сплошь касающиеся козла, козлов и всего, что с ними связано. Но жемчужина этого музея – это экскурсовод! Невероятно яркий и харизматичный мужчина, который рассказал нам всё о козлах и о том, откуда пошло выражение Тверской козёл. Потом у нас было время приобрести сувениры и сладости, попробовать тверское алкогольное мороженое (у нас в Калуге такое не продают).

Ночевали мы в уютном загородном отеле «Тверь» в просторных светлых номерах с видом на сосновый лес.

На следующий день, вкусно позавтракав в отеле (шведский стол), мы отправились в Углич. Преодолев десятки километров бездорожья (чему мы были о-че-нь! удивлены), прибыли в город, и первая экскурсия была в музей энергетики при Углической гидроэлектростанции. Это очень необычный музей, знакомящий своих посетителей с историей строительства ГЭС в нашей стране, в мире, а также с устройством гидросооружений ГЭС и работой шлюзов. После мы посетили Углический кремль, где замечательный экскурсовод рассказывала о различных версиях гибели царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. В целом, Углич – скромный волжский городок с ветхими постройками и старинными зданиями, нуждающимися в ремонте. Но нам город очень понравился, нет в нем суеты и шума.

Особенного внимания достоин отель, в который нас поселили – «Волжская Ривьера». Вот это дворец! Наверное, это самое шикарное здание в городе. Необыкновенно красивый фасад с колоннами, львами и клумбами, с видом на Волгу и пристань, куда причаливают пароходы. Внутреннее убранство поражает богатством интерьера. Лифт с прозрачной стеной с одной стороны, широкая лестница с огромными зеркалами с другой. В центре с потолка свисает многоярусная люстра необыкновенной красоты. Номера обставлены красивой мебелью, светильники, портьеры, современный санузел, все создает ощущение комфорта. В стоимость проживания входило посещение СПА и бассейна, чем мы не преминули воспользоваться. Небольшой бассейн, ванна с джакузи, сауна – можно было выбрать на свой вкус, как расслабиться после долгого переезда и пешеходных прогулок по городу. Рядом с отелем, он находится прямо на берегу Волги, есть замечательная смотровая площадка, с которой открывается вид и на Углическую ГЭС, на Кремль и на туристические теплоходы, которые привозят туристов по воде.

Утром нас ждал великолепный плотный завтрак в отеле, после которого мы отправились в городок Мышкин. Дорога до него оказалась совсем недолгой, всего минут тридцать. В самом маленьком городе Ярославской области, необыкновенно чистом и опрятном, нас встречал молодой, но весьма грамотный и интересный экскурсовод Вячеслав. Он показал нам свой город, рассказал о его истории, показал основные музеи и достопримечательности: музей Валенка, музей Гончарного дела, музей Кузнечного дела, дворец Мыши, мельницу, красивую набережную и т.п. Поразил нас памятник, посвященный героям Великой Отечественной войны, открытый на средства горожан. Не каждый город центральной России может похвастаться таким историческим монументом, с большой любовью охраняемый жителями. В Мышкине мы закупились местными деликатесами – копченой рыбой, пойманной в Волге, приобрели разнообразных сувенирных мышей и отправились в обратный путь.

Замечательная получилась поездка. Огромное спасибо организаторам нашей поездки!

Повилайтис Надежда Борисовна, воспитатель ГКОУ Калужской области «Областной центр образования»